Фейсбук. ВКонтакте. Путешествия. Подготовка. Интернет-профессии. Саморазвитие
Поиск по сайту

Системы управления цепями поставок. SCM: как укрепить слабые звенья в цепочках поставок Что такое SCM-системы

Supply Chain Management , SCM) предназначены для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля всего товародвижения на предприятии. Система SCM позволяет значительно лучше удовлетворить спрос на продукцию компании и значительно снизить затраты на логистику и закупки. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепями поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация.

В составе SCM-системы можно условно выделить две подсистемы:

  • SCP - (англ. Supply Chain Planning ) - планирование цепочек поставок. Основу SCP составляют системы для расширенного планирования и формирования календарных графиков. В SCP также входят системы для совместной разработки прогнозов. Помимо решения задач оперативного управления, SCP-системы позволяют осуществлять стратегическое планирование структуры цепочки поставок: разрабатывать планы сети поставок, моделировать различные ситуации, оценивать уровень выполнения операций, сравнивать плановые и текущие показатели.
  • SCE - (англ. Supply Chain Execution ) - исполнение цепей поставок в режиме реального времени.

Управление цепями поставок (SCM)

  • Управление цепями поставок (Supply Chain Management - SCM) представляет собой процесс планирования, исполнения и контроля с точки зрения снижения затрат потока сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, сервиса и связанной информации от точки зарождения заявки до точки потребления (включая импорт, экспорт, внутренние и внешние перемещения), т.е. до полного удовлетворения требований клиентов. Сущностью понятия "управления цепочками поставок" является рассмотрение логистических операций на протяжении всего жизненного цикла изделий, т.е. процесс разработки, производства, продажи готовых изделий и их послепродажное обслуживание.
  • Управление цепями поставок представляет собой стратегию бизнеса, обеспечивающую эффективное управление материальными, финансовыми и информационными потоками для обеспечения их синхронизации в распределенных организационных структурах.

Состав систем SCP

  • Прогноз продаж компании - прогнозирование недельных/дневных продаж товара;
  • Управление запасами - оптимизационное планирование гарантийного запаса, текущего запаса и т. д. с учётом выбранной модели управления запасами для каждой товарной категории;
  • Управление пополнениями - оптимизационное планирование поставок внутри логистической сети компании с учётом планируемых продаж, поставок от производителя, наличия остатков, транспортных мощностей, различных ограничений и бизнес-правил.

Производители SCM-решений

  • 7Hills Business Solutions
  • I2 Technologies
  • HighJump Software
  • Manhattan Associates
  • Infor
  • Management Dynamics Inc
  • Kewill
  • Beroe-inc
  • Kinaxis
  • CDC Software

См. также

  • Управление запасами
  • SSTD - Единая система решения корпоративных задач
  • EAM -системы - системы управления основными фондами предприятия
  • ECM -системы - системы управления информацией предприятия
  • ERP -системы - системы для планирования ресурсов предприятия
  • CPM -системы - системы для управления эффективностью предприятия
  • CRM -системы - системы управления взаимодействием с клиентами
  • MES -системы - производственные управляющие системы
  • WMS -системы - системы управления складами
  • СЭД - системы электронного документооборота

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Системы управления цепочками поставок" в других словарях:

    Система управления цепями поставок (англ. supply chain management, SCM) организационная стратегия и прикладное программное обеспечение, предназначенные для автоматизации и управления всеми этапами снабжения предприятия и для контроля… … Википедия

    SCM аббревиатура Supply Chain Management системы управления цепочками поставок; System Capital Management украинская компания; Software Configuration Management управление конфигурацией программного обеспечения; Service Control Manager … … Википедия

    управление цепочками поставок - Здесь цепочка поставок это глобальная сеть, которая преобразует исходное сырье в продукты и услуги, необходимые конечному потребителю, используя спроектированный поток информации, материальных ценностей и денежных средств. Исследователи выделяют… … Справочник технического переводчика

    ГОСТ Р 53633.8-2012: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Стратегия, инфраструктура и продукт. Разработка и управление цепочками поставок - Терминология ГОСТ Р 53633.8 2012: Информационные технологии. Сеть управления электросвязью. Расширенная схема деятельности организации связи (eTOM). Декомпозиция и описания процессов. Процессы уровня 2 eTOM. Стратегия, инфраструктура и продукт.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Управления цепями поставок (англ. Supply Chain Management, SCM) как научная дисциплина изучает ресурсы промышленных, логистических и торговых предприятий, а также принимаемые людьми решения в отношении процессов межорганизационного… … Википедия

    - (сокр. от англ. Warehouse Management System система управления складом) система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы профильного предприятия. Содержание … Википедия

    - (сокр. от англ. Customer Relationship Management System, CRM система) корпоративная информационная система, предназначенная для автоматизации CRM стратегии компании, в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и… … Википедия

    Оптовые запасы - (Wholesale Inventories) Определение оптовых запасов, торговые и складские запасы Информация об определении оптовых запасов, торговые и складские запасы Содержание Содержание Виды запасов и их характеристики Торговые и складские запасы Принципы… … Энциклопедия инвестора

    APS (сокр. от англ. Advanced Planning Scheduling усовершенствованное планирование) концепция производственного планирования, главной особенностью которой является возможность построения расписания работы оборудования в рамках всего предприятия.… … Википедия

    - (продукции) это совокупность процессов, выполняемых от момента выявления потребностей общества в определенной продукции до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации продукта. Жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает период от… … Википедия

Книги

  • Логистика во внешнеторговой деятельности. Учебное пособие , Кретов Игорь Иванович, Садченко Кирилл Вадимович. В пособии рассмотрены экспортно-импортные логистические операции, затронуты наиболее проблемные вопросы в логистике и порядок их разрешения на практике. Приводятся практические примеры…

Управление рисками при внедрении SCM

Система управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management)

А. Плотников компания «i2 СНГ»

Внедрение системы управления цепочками поставок SCM (Supply Chain Management) позволяет значительно сократить издержки и повысить качество поставок продукта с момента добычи сырья до момента получения продукта конечным потребителем. При внедрении SCM значительно уменьшаются страховые запасы вдоль всей цепочки поставок, издержки на хранение страховых запасов, объем рутинных операций по управлению поставками. Одновременно с этим повышаются требования к точности данных, вносимых в систему, значительно возрастают риски для бизнеса, связанные с ошибками операторов и менеджеров.

Функциональность SCM-систем делится на два основных блока: планирование цепочек поставок SCP (Supply Chain Planning) и их исполнение SCE (Supply Chain Execution). В блок планирования SCP входят компоненты, отвечающие за моделирование и оптимизацию цепочек поставок (например, расчет месторасположения складов, их мощности, планирование транспортных потоков), а также формирование календарных графиков, прогнозирование спроса и поставок продукции. Блок управления операциями SCE отвечает за функции транспорта и склада. В его задачи входит определение оптимального маршрута перевозки товаров или сырья. При этом система исходит из таких критериев, как срок поставки, стоимость перевозки и погрузочно-разгрузочных работ. В блоке управления операциями SCE осуществляется и мониторинг доставки.

Обычно внедрение функциональности Supply Chain Planning и Supply Chain Execution происходит в рамках различных, достаточно независимых проектов. рассмотрим отдельно риски для каждого из этих проектов.

Внедрение Supply Chain Planning требует внесения в систему большого количества информации, необходимой для моделирования и оптимизации логистических процессов. Зачастую команда внедрения начинает поиск информации уже после начала проекта, и в результате проект затягивается. Из-за дефицита времени часть важных данных вносится без тщательного анализа и проверки, и тогда результат моделирования получается неточным.

Чтобы снизить этот риск, перед началом проекта собирают информацию о стоимости логистических издержек по всей логистической цепочке и о планах развития компании. Самое сложное – это сбор информации о логистических издержках. В частности, трудно получить корректную информацию о себестоимости хранения и складской обработки единицы товара на складах, зависимость стоимости железнодорожных перевозок от объемов, пропускной способности ж.-д. узлов (особенно в странах Центральной Азии), статистику по таможенной обработке грузов. Перед началом проекта необходимо также собрать статистику по продажам, планы компании по стратегическому маркетингу, в том числе по изменению товарного портфеля, планы по расширению компании, политике слияний и поглощений. Наличие подготовленных и проверенных данных позволит выполнить проект внедрения Supply Chain Planning в запланированных рамках и получить адекватные планы развития логистических цепочек.

Вторым по значимости риском является изменение бизнес-процесса планирования. По сути внедрение системы планирования – это принятие новой идеологии работы бизнеса. Радикальное изменение бизнес-процессов вызывает существенное сопротивление со стороны сотрудников, которые считают, что их положение и роль в организации принижаются. Чтобы снизить такие риски, следует серьезно проработать вопросы мотивации тех сотрудников, которых затронуло внедрение системы. Также важно четко определить, а лучше зафиксировать в виде регламентов обязанности сотрудников после внедрения системы Supply Chain Planning.


Внедрение функциональности Supply Chain Execution распадается, как правило, на два проекта: внедрения системы управления собственно цепочкой поставок и внедрение системы управления складом WMS. Рассмотрим сначала риски внедрения системы управления логистической цепочкой без WMS. На наш взгляд, для такого проекта существуют два главных риска. Первый риск вызван неправильно вносимыми данными, а второй – некачественной работой интерфейсов между системой SCE и другими системами.

До внедрения системы SCE на многих участках логистической цепи хранятся страховые запасы, множество людей участвуют в процессе управления ею, поэтому ошибки операторов компенсируются страховыми запасами и другими сотрудниками. Внедрение SCE приводит к тому, что число операторов, управляющих цепочкой, сокращается, а объем страховых запасов снижается. Возрастают требования к качеству вносимых данных и к точности работы операторов.

Во избежание риска внесения ошибочных данных в рамках проекта внедрения необходимо закладывать дополнительные процессы, позволяющие гарантировать качество вносимых данных и правильность принимаемых решений. Приведем два примера ошибок при работе с SCM из практики. В одном случае, когда формировался документ об отправке большого судна, доставляющего сотни автомобилей в Россию, оператор не исправил код порта, проставляемый системой по умолчанию, и сотни автомобилей едва не уехали на другой конец России. Во втором случае при отправке из Москвы в Хабаровск из-за ошибки оператора вместо одной паллеты были отгружены со склада три вагона медицинских шприцев. Из простых способов контроля качества данных мы рекомендуем использовать автоматическую процедуру, которая выявляет, когда данные на входе или выходе системы значительно отклоняются от допустимого диапазона (например, значительно превышают среднестатистические данные), после чего процедура требует дополнительной проверки данных другим оператором.


Вторым по значимости риском проекта внедрения SCE является неправильная работа интерфейсов между SCE и другими системами, в первую очередь системой управления ресурсами предприятия (ERP) и системой управления складом (WMS).

Во избежание риска неправильной работы интерфейсов необходимо:

  • четко описать процессы, которые влияют на интерфейс между системами. Обязательно описать работу интерфейсов в случае исключительных ситуаций по процессам;
  • тщательно настроить интерфейсы;
  • подготовить план тестирования, включающий проверку работы интерфейса в случае исключительных ситуаций;
  • протестировать работу интерфейса для всех исключительных ситуаций еще до запуска системы в промышленную эксплуатацию.

При внедрении SCM встречаются риски, типовые для большинства проектов в IT, а именно нехватка квалифицированного персонала, квалификация и мотивация команды внедрения, качество проработки бизнес-процессов, качество тестирования, собственно подготовка к переходу на новую систему. Подробней о компенсации этих рисков написано ниже, при обсуждении рисков внедрения WMS-системы.

Теперь рассмотрим риски при внедрении WMS. При этом возможны две ситуации: автоматизируется новый склад и автоматизируется уже функционирующий склад. Начнем с проблем, которые возникают при автоматизации нового склада. Обычно контракт на внедрение WMS заключают в момент, когда склад практически построен. Остается залить полы, смонтировать стеллажи, закупить складское оборудование. Здесь-то и кроется самая распространенная проблема – техническая неготовность склада на момент запуска.


Чаще всего после обучения и настройки системы выясняется, что контракт на монтаж стеллажей оплачен только сегодня, а стеллажи установят только через месяц. В этой ситуации компания – поставщик WMS ставится перед фактом задержки проекта, и ее специалисты переключаются на другие задачи. Проектную команду, которая была сформирована со стороны покупателя WMS, отправляют в отпуск или перебрасывают на другие работы. После того как склад привели в техническую готовность, происходит запуск, при этом зачастую требуется дополнительное обучение. В результате и покупатель, и поставщик понесли убытки из-за простоя своих команд, причем часть команды за время простоя сменила место работы.

Какие же действия надо предпринять, чтобы компенсировать этот риск? Так как эта проблема возникает в нашей стране на большинстве новых складов, ее надо поставить одной из самых высокоприоритетных. Перед заключением контракта компании – поставщику WMS следует убедиться, что контракты с компаниями, которые осуществляют поставки и монтаж складского оборудования, не только заключены, но и оплачены. Именно сроки оплаты чаще всего тормозят начало работ. На сроки задержек особое влияние оказывают монтаж стеллажей, поставка радиотерминалов, закупка серверов, подключение коммуникаций и Интернета к новому складу. Если прогнозируются задержки с технической готовностью склада, работы по проекту следует начинать позже.

Другая проблема нового склада – нехватка квалифицированного персонала. В настоящий момент на российском рынке наблюдается дефицит квалифицированных складских работников, и потому руководству склада надо прикладывать значительные усилия, чтобы к моменту запуска склада набрать квалифицированные кадры. Склады, где заработная плата персонала чуть ниже рыночной, внедряют WMS с огромным трудом. Если поставщик WMS обнаружит, что на складе значительную долю сотрудников составляют люди пенсионного возраста и студенты, ему надо закладывать в план проекта дополнительное время на обучение персонала, доработку системы, возможные повторные запуски.

Теперь перейдем к проблемам специфическим для работающих складов. Работающие склады делятся на две группы: с адресным хранением и без адресного хранения. При внедрении WMS на складе, который работал без адресного хранения, надо быть готовым к тому, что запуск может повториться несколько раз. Персонал, который привык брать товар с любого адреса, продолжит работу по прежней схеме. Соответственно к концу первой недели после запуска адреса товара в WMS будут сильно отличаться от реального положения дел. Очень полезно на таких складах проводить внедрение WMS по участкам склада – галереям.

Главной проблемой при автоматизации работающих складов с системой адресного хранения являются устоявшиеся схемы процессов на этих складах. Очень редко бизнес-процессы, под которые написана WMS, совпадают со старыми процессами на складе. Работники склада зачастую настаивают на том, чтобы WMS поддерживала процессы в том виде, к какому они привыкли, и потому приходится соглашаться на большой объем доработок WMS, которые обычно затягивают сроки внедрения, снижают производительность системы, увеличивают вероятность ошибок в ее работе.

При продаже проекта на склад с работающей информационной системой адресного хранения надо сразу оговаривать значительный бюджет на доработки. Первоначальный запуск лучше планировать вообще без доработок. Когда персонал на практическом опыте узнает достоинства и недостатки новой схемы процессов, можно вернуться к доработкам. При таком подходе объем доработок и бюджет на них значительно сократятся, а запуск состоится гораздо быстрей.

Следующим важным риском при внедрении системы являются квалификация и мотивация команды внедрения. Члены команды внедрения со стороны поставщика системы должны иметь успешный опыт запусков WMS, а также иметь мотивацию выполнить работу качественно и в срок. Крупные поставщики WMS-систем обычно соответствуют таким условиям. При этом для проектной команды со стороны заказчика WMS-системы квалификация и мотивация часто оказываются первостепенной проблемой.

Команда внедрения со стороны заказчика должна иметь самое малое двух высококвалифицированных специалистов. Первый – это сотрудник с хорошим знанием бизнес-процессов складов с адресным хранением под управлением WMS-систем. Обычно на такую роль подходит начальник смены или руководитель группы операторов, проработавший несколько лет на складах под управлением WMS-систем. Второй сотрудник – это IT-специалист, имеющий опыт построения отчетов, знающий СУБД, на которой будет работать WMS, а также имеющий опыт построения интерфейсов между информационными системами. Заработная плата таких специалистов соизмерима с заработной платой руководителей складского комплекса. В качестве варианта мотивации этих двух сотрудников можно оговорить в случае успешного запуска WMS-системы присвоение первому сотруднику должности одного из руководителей складского комплекса, а второму – должности руководителя IT-службы складского комплекса с соответствующими финансовыми бонусами. Попытки заказчика сэкономить на двух высококвалифицированных сотрудниках и перенести их функции на команду поставщика WMS-системы негативно сказываются на работе склада после ее запуска.

После запуска системы специалист по бизнес-процессам будет, возможно, выполнять функции wаrehouse manager (сотрудника, управляющего обработкой заказов на складе) либо, если он занят на других работах, на эту должность надо заранее готовить другого специалиста. Кроме того, заказчик WMS должен заранее нанять и обучить сотрудника функциям stock manager. Этот сотрудник будет управлять настройками товаров и ячеек в WMS. В значительной степени от него зависит эффективность работы склада после внедрения системы. Например, этот сотрудник может выделить для товара с высокой частотой обращения (товара категории А) место в зоне отбора, удобное для частых обращений (зона отбора категории А), либо место на задворках зоны отбора (зона отбора категории С).

Для всего персонала склада очень полезно провести популяризацию идеи внедрения новой WMS, объяснить выгоды от внедрения системы. Полезно объявить о небольших бонусах успешным сотрудникам склада, если склад перейдет на новую систему в срок.

Следующий важный риск, который надо контролировать при внедрении WMS-системы, – это качество проработки бизнес-процессов. Процессы работы склада должны быть детально документированы. При этом особое внимание надо обратить на исключительные ситуации. Например, должны быть описаны ветви бизнес-процессов – что предполагается делать, если в поставке присутствует товар, которого нет в электронной накладной, и если этот товар отсутствует в справочнике товаров WMS-системы. Отсутствие инструкций по работе в исключительных ситуациях зачастую приводит к остановке работы склада, накоплению ошибок и расхождениям между данными WMS, других информационных систем и фактической ситуацией на складе.

Тестирование – один из самых трудоемких этапов внедрения. Часто бывает так, что из-за сжатых сроков проекта пытаются тестирование уместить в несколько дней. Это очень опасно. Проще исправлять ошибки, выявленные на этапе тестирования, чем править работающую систему. Перед проведением тестирования следует разработать его подробный план. Обязательно тестирование должно включать моделирование всех исключительных ситуаций. На финальном интеграционном тестировании важно проверить все процессы, включая исключительные ситуации, с привлечением нескольких сотрудников с использованием нескольких радиотерминалов. Обязательно должны тестироваться исключительные ситуации в работе интерфейсов между информационными системами.


Следующий важный риск – это подготовка к переходу на новую систему. Перед запуском WMS надо разработать план перехода, в котором подробно прописать и согласовать все работы. В частности, в плане должно быть четко прописано, кто, когда и в каком формате готовит данные справочников для WMS. Обязательно процесс перехода должен быть промоделирован в виде деловой игры. В результате выявятся проблемные места перехода, а персонал обучится последовательности операций при переходе на работу с новой WMS.

Теперь хотелось бы рассмотреть следующий вопрос – различные схемы запуска. Первый подход, когда сразу запускается весь склад, – самый традиционный. При этом в WMS обрабатывается товар одного владельца. Это, на первый взгляд, самый дешевый и быстрый способ. Но нам не известны примеры, когда такой запуск проходил гладко. Обычно он сопряжен с авралами, когда ошибки, выявленные в ходе запуска, исправляют прямо в работе. Очень часто склад, запущенный по такой схеме, через неделю или месяц после запуска останавливают, систему дорабатывают и затем производят повторный запуск.

Второй вариант – когда склад запускают по частям. Для этого выбирают один стеллаж и одну группу товаров. Этот товар обрабатывают с помощью WMS, а остальной склад работает в старой системе. Затем в WMS добавляют следующий стеллаж и следующую группу товаров. При таком подходе ошибки и сбои не нарушают работу склада. Запуск WMS на складе происходит медленней, идет постепенное вовлечение персонала.

Существует еще одна разновидность схемы запуска, когда с целью снижения рисков в первое время после запуска производится учет складских операций в старой и новой WMS-системах. Обычно такой подход значительно увеличивает нагрузку на персонал склада. Кроме этого никто из персонала, пока не выключена старая система, не рассматривает новую систему как запущенную в реальную эксплуатацию. Соответственно переход на новую систему затягивается. Данный вариант схемы запуска можно применять только в случае, когда в старой системе ведется количественный учет без адресного хранения, а в новой WMS-системе – собственно управление работой склада. Главной предпосылкой использования такой схемы является запуск в условиях, когда WMS не до конца протестирована и есть высокая вероятность повторных запусков.

Итак, при внедрении SCM руководителю проекта требуется провести большую работу по подготовке проекта, сбору данных о логистических потоках, издержках, планах развития компании, четко контролировать ситуацию на смежных проектах, которые могут повлиять на проект внедрения. Должен быть правильно выбран момент старта проекта. К проекту привлекают высококвалифицированных сотрудников как со стороны заказчика системы, так и со стороны исполнителя – поставщика системы. Должны быть тщательно регламентированы и протестированы процессы, по которым будут работать в результате внедрения SCM, хорошо отлажены и протестированы интерфейсы с другими системами.

Помимо этого следует хорошо продумать мотивацию как участников проекта внедрения, так и сотрудников, затрагиваемых проектом. А к работе с системой надо обязательно привлечь несколько высококвалифицированных сотрудников как со стороны бизнеса, так и со стороны информационных технологий. Все это позволит сделать процесс внедрения безболезненным для бизнеса, а результат внедрения SCM позволит существенно повысить эффективность бизнеса и существенно уменьшить издержки.

Для эффективного ведения бизнеса сотрудники компаний вынуждены отслеживать и обрабатывать огромные объемы информации. Естественно, чем больше компания, чем больше клиентов, партнеров, тем острее становится вопрос о необходимости применения эффективных инструментов ведения бизнеса.

К таким инструментам относятся различные информационные системы, автоматизирующие процессы учета, планирования и контроля.

Применительно к транспортным и торговым компаниям, наиболее популярными в настоящее время информационными системами, являются:

  • ERP-системы (Enterprise Resource Planning ) - они обеспечивают автоматизацию планирования и контроль финансовых, человеческих и производственных ресурсов, формирование планов производства, управление запасами и закупками.
  • Компании, придерживающиеся концепции CRM (Customer Relationship Managenet ), активно внедряют у себя системы управления взаимоотношениями с потребителями - CRM-системы .
    Такие системы ориентированы на поддержку эффективного маркетинга, продаж и обслуживания клиентов.
    CRM-системы предоставляют необходимый функционал не только для сбора информации о клиенте - истории взаимоотношений с компанией, его предпочтениях и интересах, но, что более важно - содержат мощный инструментарий для анализа собранной информации и поддержки принятия управленческих решений.
  • Задачи автоматизации управления складскими процессами решают системы класса WMS (Warehouse Management System ).
    Учет движения товаров на складе, оптимизация складского хранения, комплектация заказов, управление запасами - все это задачи, решаемые WMS-системами.
  • Для транспортных компаний, и компаний, которые используют собственный автотранспорт для перемещения грузов, актуальным является использование систем управления транспортом - TMS системы (Transport Management System ). Такие системы автоматизируют процессы планирования, оптимизации и контроля грузоперевозок, организацию консолидированных перевозок, планирование и формирование маршрутов, сбор статистики и анализ данных по транспортной логистике, мониторинг перевозки, и другие.

Как правило, функционал перечисленных систем реализован либо в виде соответствующих модулей основной EPR системы предприятия, либо в компании используются несколько специализированных систем, тесно интегрированных между собой.

Максимальный эффект от использования систем автоматизации процессов возможен только в том случае, если эти системы работают в едином информационном пространстве.

ERP - планируем производство. Этого мало!

Сейчас большинство компаний, внедривших у себя ERP-системы, сходятся во мнении, что автоматизированные системы планирования не решают всех задач предприятия. Для минимизации рисков, издержек, сохранения конкурентных преимуществ в условиях современной экономической и рыночной ситуации необхоимо планировать и управлять не только внутренними ресурсами, но находиться в тесном взаимодействии со всеми участниками производственного процесса.

Действительно, по данным аналитической компании Gartner Group , наиболее развитыми блоками ERP-системы являются Финансы, Управление персоналом, Управление производством и Планирование цепей поставок.

Блоки Управления поставщиками и выполнения цепей поставок так же присутствуют, но предоставляют минимальный функционал, необходимый для поддержания целостности данных.

Такая ситуация вполне объяснима, ведь ERP системы изначально создавались для планирования ресурсов предприятия, прежде всего финансовых и производственных. Управление поставками - непрофильная для ERP системы задача. Модули управления поставщиками и выполнения перевозок присутствуют в EPR системе, как правило для обеспечения минимальной целостности данных.

Для наглядности обратимся к рисунку, на котором схематично отражены потребности предприятия и какую часть этих потребностей покрывают информационные системы. Синим овалом обозначены потребности организации, большую их часть решает ERP-система, какие-то задачи решает система CRM, SCM и так далее. Все эти системы интегрированы между собой и потому на рисунке пересекаются.

Но и на рисунке видно, и на практике выходит так, что функционал информационных систем не охватывает все потребности предприятия.

При опредлении тех функций, которые должны быть автоматизированы, надо помнить принцип 80/20, согласно которому 20% усилий (затрат) дает 80% результата. Остальные 80% усилий - лишь 20% результата.

То есть необходимо понять тот рубеж, после которого затраты на дополнительное увеличение функционала системы не дают значимого эффекта.

При планировании корпоративной информационной системы руководство компании должно решить, какие из систем наиболее востребованы и, соответственно, должны быть наиболее развиты с функциональной точки зрения.

SCM - философия работы с партнерами

CRM - это концепция ведения бизнеса, когда во главу угла ставятся индивидуальные потребности клиента.

Международная консалтинговая компания PriceWaterhouseCoopers определяет CRM - как стратегию, нацеленную на создание долговременных и прибыльных взаимоотношений с клиентом через понимание их индивидуальных потребностей.

И, если CRM - философия работы с клиентами, SCM - философия работы с партнерами.

Концепция SCM подразумевает формирование такой сбытовой сети, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками.

Достижение этой цели возможно только при эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов.

Система управления цепочками поставок представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара.

В условиях сложившейся экономической ситуации, ужесточения конкуренции и роста требований улучшения качества сервиса со стороны клиентов, чтобы сохранить конкурентные преимущества компаниям необходимо оптимизировать все процессы создания стоимости - от поставки сырья, до сервисного обслуживания конечного потребителя и утилизации продукции.

Что такое SCM-системы

В чем особенность систем управления цепочками поставок по сравнению с системами ERP?

SCM-система обеспечивает планирование ресурсов и информационное сопровождение на протяжении всего жизненного цикла продукта - от заказа на разработку до послепродажного сервиса и утилизации, тогда как ERP система обеспечивает лишь планирование ресурсов, необходимых для разработки продукта.

ERP система обеспечивает планирование и управление ресурсами при создании предопределенных видов продуктов, допуская незначительные изменения в составе продуктов.

SCM система позволяет планировать и управлять ресурсами при создании уникальных продуктов.

По данным аналитических компаний AMR Research , Forrester Research , успешное внедрение систем управления цепочками поставок дает компаниям такие преимущества как:

  • рост прибыли;
  • сокращение времени и стоимости обработки заказа;
  • сокращение времени выхода на рынок;
  • сокращение закупочных издержек, складских запасов и производственных запасов.

Система управления цепочками поставок создает единое информационное пространство для всех компаний, участвующих в производстве продукта, его транспортировке, продаже и постпродажном обслуживании. Благодаря этому повышается уровень обслуживания и появляются дополнительные возможности для клиента, такие как, например, отслеживание состояния заказа в режиме реального времени.

В качестве иллюстрации необходимости повышения уровня обслуживания обратимся к достаточно известной статистике:

  • Неудовлетворенный потребитель сообщает об этом 10 другим людям, тогда как потребитель, чью жалобу удовлетворили, сообщает об это лишь 5 другим людям;
  • На 1 зафиксированную жалобу приходится 10 недовольных потребителей, предпочитающих с жалобой не обращаться;
  • Для привлечение 1 нового потребителя требуется до 10 раз больше ресурсов, чем для удержания существующего;
  • Для сглаживания 1 негативного случая потребителю требуется 12 позитивных;
  • Большинство компаний тратят 95% времени обслуживания на устранения последствий проблем, только 5% - на поиск корней;
  • Предпринимая попытки урегулировать жалобы потребителей, компании в 50% случаев только усиливают негативное впечатление.

Подходы к внедрению системы автоматизации бизнес-процессов

Итак, руководство компании понимает необходимость и готово к внедрению информационной системы, что дальше?

Внедрение универсальной системы достаточно дорогостоящий и длительный процесс.

Компания платит не только за лицензии на рабочие места, но и еще за работу специалистов, настраивающих эту систему под особенности бизнеса компании. Причем чем сильнее отличаются бизнес-процессы от так называемых лучших практик (best practice), тем дольше и дороже получается проект.

В случае с коробочным решением, компания, в целом, получает сразу готовый продукт.

Конечно, некоторая настройка решения выполняется, но она не такая трудоемкая и дорогостоящая как в первом случае.

Этот вариант подойдет для тех компаний, которые готовы мириться с функциональными ограничениями коробочной версии и которые готовы несколько видоизменить свою работу таким образом, чтобы соответствовать требованиям программы.

Разработка индивидуального решения по стоимости и сроку внедрения находится, пожалуй, где-то между первыми двумя вариантами, но по сравнению с ними имеет важные отличия.

  1. Разработанное решение идеально соответствует бизнес-процессам компании, поскольку разрабатывается именно под нее;
  2. Заказная разработка позволяет реализовать уникальные сервисы заказчика, его ноухау;
  3. Если специалисты заказчика самостоятельно формируют требования к решению, заказная разработка позволяет съэкономить на дорогостоящем консалтинге;
  4. Возможность отразить в решении существующие бизнес-процессы, не изменяя их;
  5. Возможность оперативной адаптации системы под изменившиеся бизнес-процессовы заказчика.
  6. Использование открытого кода в решении позволяет заказчику создавать оптимальные модели взаимодействия. Например, специалисты заказчика могут сами создавать пользовательские отчеты и представления данных любой сложности за счет прямого доступа к БД, а разработчику заказывать существенные изменения бизнес-логики. А в пределе заказчик может вовсе отказаться от внешнего разработчика, поручив поддержку системы своему ИТ-подразделению.

Аналитики и эксперты сходятся во мнении, что в нынешней экономической ситуации основной тенденцией развития рынка корпоративного программного обеспечения станет импортозамещение.

А это значит, что компании, выбирающие команду внедренцев для своей корпоративной информационной системы, будут сильнее присматриваться к отечественным решениям и разработчикам - при аналогичных функциональных возможностях системы, разработка и дальнейшее сопровождение отечественных решений обойдутся значительно дешевле импортных аналогов.

Ключевая особенность нашей компании - мы разрабатываем индивидуальные решения, уникальные для каждого нашего клиента.

Такой подход позволяет максимально полно отразить в логистической информационной системе те ноухау, те уникальные бизнес-процессы, которые составляют конкурентные преимущества наших клиентов.

Платформа interLogistics - быстрая разработка заказных информационных систем

Платформа для разработки решений по управлению информационными, логистическими процессами и событиями interLogistics - это обобщение наших знаний и опыта разработки логистического программного обеспечения.

Платформа interLogistics позволяет разрабатывать информационные системы, автоматизирующие процессы транспортной, производственной и складской логистики.

Особенностью этой платформы является возможность построения систем, обеспечивающих работу в едином информационном пространстве, поддержку единой технологии обработки данных, централизованное и децентрализованное управление данными, возможность интеграции с приложениями сторонних разработчиков.

При разработке информационных систем мы используем высокопроизводительные системы управления базами данных и современные средства разработки Oracle - Oracle Database 10g/11g, Oracle Forms и другие. Созданные решения отличаются надежностью, отказоустойчивостью, масштабируемостью и возможностью быстрой модернизации для соответствия изменившимся бизнес-процессам заказчика.

На базе платформы interLogistics создано решение "Экспедитор Стандарт" - система управления транспортно-экспедиционной деятельностью. Решение "Экспедитор Стандарт" предназначено для автоматизации процессов планирования и организации грузовых перевозок.

Тихонов Алексей
ООО Интегрированные Программы, 2009 год

Информационные системы класса ERP предназначены для управления всеми ресурсами предприятия. Все, что существует на предприятии: рабочее время, станки, материалы, финансы - рассматривается как ресурсы, управление которыми означает преобразование и распределение ресурсов в целях выпуска товаров и услуг. Однако большинство компаний, внедривших у себя ERP-системы, сходятся во мнении, что они не решают всех задач предприятия.

Для минимизации рисков, издержек, сохранения конкурентных преимуществ в условиях современной экономической и рыночной ситуации необходимо планировать и управлять не только внутренними ресурсами, но находиться в тесном взаимодействии со всеми участниками производственного процесса. Понятие оптимизации бизнеса в принципе должно предполагать оптимизацию всего: закупка по минимальной цене только в необходимом количестве, доставка с минимальными расходами, продажа с максимальной скоростью.

На рис. 7.12 схематично отражены потребности в управлении ресурсами предприятия и какую часть этих потребностей покрывают информационные системы: большую их часть решает ERP-система, какие-то задачи решают системы CRM, SCM и так далее. Все эти системы интегрированы между собой и потому на рисунке пересекаются .

Рис. 7.12.

Ранее мы установили, что CRM - это концепция ведения бизнеса, когда во главу угла ставятся индивидуальные потребности клиента. Но если CRM - философия работы с клиентами, SCM (Supply Chain Management) - философия работы с партнерами. Концепция SCM подразумевает формирование такой сбытовой сети, при которой нужные товары будут доставлены в нужное место в нужное время с наименьшими издержками (рис. 7.13).

Фактически SCM-системы являются интеллектуальной надстройкой ERP-системы, оптимизируя поступление в компанию товаров и услуг от поставщиков. Дело в том, что деятельность любого предприятия состоит из трех этапов: закупка, производство, сбыт. Каждый из этих этапов может быть сложной цепочкой с промежуточными звеньями. Оптимизация закупок, производства, сбыта, логистики, доходов и прибыли - это и есть назначение SCM-системы. Достижение этой цели возможно только при эффективной интеграции поставщиков, производителей, дистрибьюторов и продавцов.

Имеется еще одна причина, по которой системы CRM и SCM изображены вместе на рис. 7.12. Существует тесная связь между


Рис. 7.13.

складскими запасами и CRM. Качественное управление ассортиментом и запасами возможно только при условии качественной работы с данными об истории взаимоотношений с клиентами. Оптимальный уровень запасов по отдельным товарным позициям рассчитывается исходя из прогноза продаж и страховых запасов, необходимых для покрытия рисков. Величина страховых запасов, в свою очередь, должна зависеть от точности прогноза продаж, экономической и маркетинговой значимости товарных позиций и их покупателей. Все эти параметры могут быть рассчитаны только на основе данных о клиентах и истории взаимоотношений с ними .

SCM-система состоит из множества звеньев, связанных между собой информационными, денежными и товарными потоками. Исследователи, как правило, выделяют шесть основных областей, на которых сосредоточено управление цепочками поставок: производство, поставки, месторасположение, запасы, транспортировка и информация. SCM охватывает весь цикл закупки сырья, производства и распространения товара (рис. 7.14).

Система управления цепочками поставок представляет собой процесс организации планирования, исполнения и контроля потоков сырья, материалов, незавершенного производства, готовой продукции, а также обеспечения эффективного и быстрого сервиса за счет получения оперативной информации о перемещениях товара. Важно, что одни звенья могут целиком принадлежать одной организации (от-


Рис. 7.14.

дел производства, отдел продаж), другие - компаниям-контрагентам (клиентам, поставщикам и дистрибьюторам), т. е. в цепочку поставок обычно входят несколько организаций.

Таким образом, SCM-система обеспечивает планирование ресурсов и информационное сопровождение на протяжении всего жизненного цикла продукта - от заказа на разработку до послепродажного сервиса и утилизации, тогда как ERP-система обеспечивает лишь планирование ресурсов, необходимых для разработки продукта.

В результате система управления цепочками поставок создает единое информационное пространство для всех компаний, участвующих в производстве продукта, его транспортировке, продаже и постпродажном обслуживании. Благодаря этому повышается уровень обслуживания клиентов, у них появляются дополнительные возможности, например отслеживание состояния заказа в режиме реального времени.

Система управления цепочками поставок в первую очередь предназначена для организаций со следующими свойствами:

  • работа большим количеством поставщиков;
  • необходимость в автоматическом выборе в режиме реального времени наиболее выгодного для предприятия поставщика по заданным критериям (по цене, по срокам доставки, по надежности, по качеству и т. д.);
  • сложные системы расчетов, учитывающие в том числе оплаченные товары в пути или продукцию, изготавливаемую поставщиком по сформированным первоначальным заказам;
  • необходимость отслеживания истории оплат и отгрузок по первоначальным заказам и поставленной продукции;
  • автоматизированный контроль месторасположения товара в пути, сроки доставки и стоимость транспортировки.

Структуру SCM удобно рассмотреть на примере программного продукта «Фолио Заказ-Поставка (SCM)», который автоматизирует

  • 7.4. Системы управления цепочками поставок SCM

работу отделов закупки и логистики предприятия и предназначен для отслеживания перемещения товара от заказа поставщику до прихода на склад .

Особенностью этой платформы является возможность построения систем, обеспечивающих работу в едином информационном пространстве, поддержку единой технологии обработки данных, централизованное и децентрализованное управление данными, возможность интеграции с приложениями сторонних разработчиков.

В принципе существует три альтернативных варианта внедрения SCM-системы: внедрение универсальной системы (такие системы, как Oracle E-Business Suite, SAP), приобретение коробочного решения и заказная разработка (рис. 7.19).


Рис. 7.19.

Внедрение универсальной системы достаточно дорогостоящий и длительный процесс. Компания платит не только за лицензии на рабочие места, но еще и за работу специалистов, настраивающих эту систему под особенности бизнеса компании. Причем чем сильнее отличаются бизнес-процессы от так называемых лучших практик (best practice), тем дольше и дороже получается проект.

В случае с коробочным решением компания в целом получает сразу готовый продукт. Конечно, некоторая настройка решения выполняется, но она не такая трудоемкая и дорогостоящая, как в первом случае.

Этот вариант подойдет для тех компаний, которые готовы мириться с функциональными ограничениями коробочной версии и которые готовы несколько видоизменить свою работу таким образом, чтобы соответствовать требованиям программы.

Разработка индивидуального решения по стоимости и сроку внедрения находится между первыми двумя вариантами, но по сравнению с ними имеет важные отличия:

  • разработанное решение идеально соответствует бизнес-процессам компании, поскольку разрабатывается именно под нее;
  • заказная разработка позволяет реализовать уникальные сервисы заказчика;
  • заказная разработка позволяет сократить расходы на дорогостоящем консалтинге;
  • возможность отразить в решении существующие бизнес-процессы, не изменяя их;
  • возможность оперативной адаптации системы под изменившиеся бизнес-процессы заказчика.

Контрольные вопросы

  • 1. Прокомментировать функциональный состав системы IFS Applications.
  • 2. Назначение и функциональный состав CRM-систем.
  • 3. Классификация CRM-систем.
  • 4. Специфика работы класса систем «CRM по требованию».
  • 5. Особенности проектирования CRM-систем.
  • 6. Особенности внедрения CRM-систем.
  • 7. Назначение и функциональный состав систем электронной коммерции В2В.
  • 8. Назначение и функциональный состав электронной торговой площадки.
  • 9. Назначение интеграции ERP- и В2В-систем.
  • 10. Особенности проектирования систем электронной коммерции типа В2В.
  • 11. Особенности внедрения систем электронной коммерции типа В2В.
  • 12. Назначение и функциональный состав SCM-систем.
  • 13. Особенности систем класса кросс-докинг как процесса внутри SCM- систем.
  • 14. Особенности внедрения SCM-систем.